Rambler's Top100


       
 
 


         МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                       ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО


               от 22 октября 1993 г. N БЕ-19-21/12



    Основные положения ценообразования и сметного нормирования

      в строительстве в условиях развития рыночных отношений



    Действовавшая до  1  января  1991 г.  система ценообразования и

сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных

(неизменных в  течение  достаточно  длительного периода - от 5 до 15

лет) оптовых  цен,  тарифах  и   других   элементах   стоимости   на

применяемую в  строительстве  промышленную  продукцию.  Она отвечала

(хотя и не в полной  мере)  требованиям  директивного  планирования,

была сориентирована  на  сохранение стабильного уровня сметных цен в

строительстве в период  между  их  реформированием  и  не  требовала

уточнения сметной  документации вследствие текущих изменений ценовых

факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных

министерств (ведомств),   а   последними   -   по   подведомственным

строительно-монтажным организациям.   Такие   принципы   определения

сметной стоимости   приводили  к  значительным  искажениям  истинных

показателей работы  непосредственных   производителей   строительной

продукции. Совершенно  очевидно,  что  такая  система непригодна для

рыночной экономики.


    Происходящий в Российской Федерации процесс коренных  изменений

в экономической  системе  и  ценовой  политике,  введение в действие

нового российского  законодательства,  в  т.ч.  Закона   РСФСР   "ОБ

инвестиционной деятельности  в  РСФСР",  в  соответствии  с  которым

основным правовым            документом,            регламентирующим

производственно-хозяйственные и   другие  взаимоотношения  субъектов

инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют

необходимость внесения    принципиальных    изменений    в   систему

ценообразования и сметного нормирования в строительстве.


    В настоящих Основных положениях  (концепции)  освещены  главные

направления и задачи перестройки действующей системы ценообразования

и сметного  нормирования   в   строительстве,   осуществляемой   при

координации и   под   методическим   руководством   Госстроя России.

Концепция предназначена    для    ориентировки    всех    участников

инвестиционного процесса  в  перспективах совершенствования системы,

направленных на   обеспечение   методологического    единства    при

определении сметной   стоимости  строительства,  осуществляемого  на

территории Российской  Федерации,  и  при   формировании   свободных

(договорных) цен   на  строительную  продукцию.  Концепция  отражает

особенности ценообразования  строительной  продукции  в   переходный

период возникновения     и    развития    рыночных    отношений    в

строительно-инвестиционном комплексе.      Положения       концепции

ориентированы на    предприятия    и   организации,   осуществляющие

капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и  сооружений,

независимо от их форм собственности и принадлежности.


    Исходя из   настоящей   концепции,   Госстрой  России  ведет  и

предусматривает    дальнейшую       разработку       соответствующих

методических документов,   более  дательно  раскрывающих  изменения,

вносимые в  систему  ценообразования  и  сметного   нормирования   в

строительстве.




    1. Общие положения



    1.1. Политика  ценообразования  и   сметного   нормирования   в

строительстве является   составной  частью  общей  ценовой  политики

Российской Федерации,    органически    вписывающейся    в     общую

экономическую политику государства.


    Основными задачами  новой  системы  ценообразования  и сметного

нормирования в строительстве являются:


    формирование свободных   (договорных)   цен   на   строительную

продукцию, их    экономическая    оптимизация    и   государственное

регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;


    обеспечение полного набора  сметных  нормативов  (элементных  и

укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности

субъектов инвестиционной деятельности;


    определение стоимости   строительства    на    разных    этапах

инвестиционного цикла.


    При определении      стоимости     строительства     необходимо

обеспечивать:


    гибкий, вариантный   подход  к  вопросам  ценообразования,  без

жесткой регламентации  и чрезмерной централизации;


    возможность выбора наиболее  рационального  способа  исчисления

величины сметной   прибыли,   накладных   расходов   других  затрат,

сопутствующих строительству,  с освобождением от влияния конъюнктуры

цен на рынке строительных материалов;


    соблюдения принципа   равноправия   участников  инвестиционного

процесса, обязательного  взаимного  согласия  сторон  по принимаемым

решениям в   ходе   согласования   свободных   (договорных)  цен  на

строительную продукцию;


    рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью

учета отраслевых  и местных особенностей осуществления строительства

путем отражения этих особенностей  в  ведомственных  и  региональных

методических документах;


    возможность широкого  выбора  соответствующей нормативной базы,

на основе которой производится расчет затрат.


    1.2. При установлении  состава  и  содержания  предпроектной  и

проектно-сметной документации    на    строительство   рекомендуется

руководствоваться действующими  положениями  по   составу,   порядку

разработки, согласования  и  утверждения  указанной  документации на

строительство предприятий,   зданий   и    сооружений    с    учетом

дополнительных требований,  отвечающих рыночным отношениям, и имея в

виду, что стадийность (сочетаний стадий,  выбор утверждаемой стадии)

проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде

технико-экономического обоснования  (ТЭО)  строительства,   проекта,

рабочей документации,  а  инвестор и подрядчик имеют право принимать

за основу  для  формирования   свободной   (договорной)   цены    на

строительную продукцию   стоимость,  определенную  на  любой  стадии

разработки документации для строительства.


    1.3. Исходя из общей экономической и  единой  ценовой  политики

Российской Федерации,  а также ценовых соотношений, отражающих спрос

и предложение на рынке  инвестиций,  основным  направлением  ценовой

политики в   строительстве  становится  дальнейшее расширение  сферы

применения свободных (договорных)  цен  на  строительную  продукцию.

Формирование этих  цен  осуществляется  как инвестором (заказчиком),

так и подрядчиком на равноправной основе.  Более широкое  применение

таких цен   создает  условия,  при  которых  они  наилучшим  образом

выполняют свои функции в рыночном регулировании  воспроизводственных

пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.


    1.4. Основным    методом    экономической    оптимизации   цены

строительной продукции в новых условиях являются  подрядные торги.


    Проведение подрядных  торгов  по  вновь начинаемым объектам для

федеральных   государственных   нужд   является    обязательным    и

производится в порядке,  установленном Положением о подрядных торгах

в Российской Федерации.


    При возникновении  разногласия по уровню свободных (договорных)

цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения

только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои

предложения необходимыми расчетными материалами.


    Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню  указанных

цен при   заключении   договоров  подряда  подлежат  рассмотрению  в

порядке, предусмотренном  действующим  законодательством  Российской

Федерации.


    1.5. Государственное   воздействие   на   формирование   цен  в

строительстве осуществляется,  как  правило,   косвенными   методами

регулирования. Косвенные методы,  т.е. влияние на уровень цен, - это

предоставление льготных  кредитов,  дотаций,  финансовая   поддержка

отдельных предприятий   за   счет  бюджета  и  внебюджетных  фондов,

изменение уровня  налоговых  ставок  и  др.  Прямые  методы  -   это

установление фиксированных  цен  (или  коэффициентов их изменения) и

предельных цен   на   отдельные   виды   ресурсов,   применяемых   в

строительстве, особенно   на   местные   материалы.  Государственное

регулирование цен в инвестиционной сфере ведется в основном органами

управления республик   в   составе   Российской   Федерации,  краев,

областей, автономных образований,  Москвы  и  Санкт-Петербурга,и,  в

первую очередь, на продукцию предприятий и организаций-монополистов,

занимающих доминирующее положение на региональном рынке.



    2. Система определения стоимости строительства


    Для принятия  решения  об инвестировании и для оценки стоимости

строительства в  процессе  подготовки   предложения   по   свободным

(договорным) ценам    на    строительную   продукцию   рекомендуется

составлять:


    при разработке предпроектной или проектно-сметной  документации

по заказу  инвесторов  -  ИНВЕСТОРСКИЕ  СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ,  КАЛЬКУЛЯЦИИ

ИЗДЕРЖЕК);


    при подготовке к заключению  договора  подряда  на  капитальное

строительство подрядчиком  или  по его заказу проектной организацией

на основании   объявленной   (разосланной)   инвестором    тендерной

документации -  РАСЧЕТЫ  (СМЕТЫ,  КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА)

ПОДРЯДЧИКА.


    2.2. При составлении смет  (расчетов)  инвестора  и  подрядчика

могут применяться   различные  методы  и,  в  частности:  ресурсный,

ресурсно-индексный, базисно-индексный,  базисно-компенсационный,  на

основе банка    данных    о    стоимости   ранее   построенных   или

запроектированных объектов-аналогов и др.


    Выбор метода  составления  смет  (расчетов)  осуществляется   в

каждом  конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей

экономической ситуации.


    Ресурсный метод - это калькулирование  в  текущих  (прогнозных)

ценах и   тарифах   ресурсов  (элементов  затрат),  необходимых  для

реализации проектного решения.  Калькулирование  ведется  на  основе

выраженных в   натуральных  измерителях  потребности  в  материалах,

изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных,  применяемых  в

процессе производства  работ),  данные  о  расстояниях и способах их

доставки на   место   строительства,  расхода   энергоносителей   на

технологические цели,  времени  эксплуатации строительных машин и их

состава, затрат  труда  рабочих. Указанные  ресурсы  выделяются   из

состава проектных   материалов,   различных   нормативных  и  других

источников.


    Ресурсно-индексный метод - это сочетание  ресурсного  метода  с

системой индекса цен на ресурсы, используемые в строительстве.


    Базисно-индексный метод  -  это использование системы текущих и

прогнозных цен по отношению к  стоимости,  определенной  в  базисном

уровне или в текущем уровне предшествующего периода.


    Базисно-компенсационный метод  -  это  суммирование  стоимости,

исчисленной в базисном уровне сметных цен,  и определяемых расчетами

дополнительных затрат,   связанных   с   ростом  цен  и  тарифов  на

потребляемые в  строительстве  ресурсы  (материальные,  технические,

энергетические, трудовые,  оборудование, инвентарь, услуги и пр.), с

уточнением этих расчетов в процессе строительства в  зависимости  от

реальных изменений цен и тарифов.


    Метод применения  банков  данных  о стоимости ранее построенных

или запроектированных  объектов  -  это  использование   стоимостных

данных по зданиям и сооружениям,  аналогичным проектируемым в данный

момент.


    2.3. Структура сметной  стоимости  строительства  в  переходный

период не   претерпевает   существенных  изменений  и  соответствует

действующим структуре капитальных вложений и системе  статистической

и бухгалтерской отчетности. В   структуре    возможно    объединение

стоимости строительных и монтажных работ в единую  графу  "Стоимость

работ", а  "Стоимость оборудования" и "Прочие затраты" целесообразно

пока оставить без  изменения.  Стоимость  строительных  и  монтажных

работ состоит из прямых затрат,  накладных расходов, сметной прибыли

(плановых накоплений) и прочих (лимитированных) затрат.


    В дальнейшем может быть предложено некоторое  перераспределение

указанной структуры:  из раздела "строительные и монтажные работы" в

раздел "оборудование"    перенести     стоимости     технологических

трубопроводов, малых котлов, ряда сантехнических приборов, установок

и передаточных  устройств,  пусконаладочные  работы  и   комплексное

опробование оборудования.  Но  это неразрывно связано с переработкой

всей СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ) БАЗЫ.


    2.4. В   переходный   период    для    определения    стоимости

строительства в    составе    сметных    документов    рекомендуется

использовать сметно-нормативную  (нормативно-информационную   базу),

введенную в  действие  с  1  января  1991  г.,  с  применением новых

подходов к  нормированию   накладных   расходов,   сметной   прибыли

(плановых накоплений) и прочих затрат.


    В новых  условиях  при  определении  сумм по накладных расходам

имеется возможность выбора:  либо  на  основе  индивидуальных  норм,

рассчитанных в целом для конкретной строительной организации либо с

помощью системы показателей по видам строительных и монтажных  работ

или укрупненных  нормативов  по  видам строительства,  либо по ранее

установленным для применения с 01.01.91 нормам  к  прямым  затратам.

При этом допускается использование различных базисов для исчисления:

или от прямых затрат (в базисном уровне цен),  или от  фонда  оплаты

труда рабочих-строителей и механизаторов.


    Величина сметной   прибыли   может   варьироваться,  исходя  из

индивидуального размера    для    конкретной     организации     или

рекомендуемого общеотраслевого  норматива  (его  размер периодически

уточняется и может исчисляться как от фонды оплаты труда,  так и  от

сметной себестоимости   работ).   При   этом  затраты,  связанные  с

инфраструктурой строительно-монтажных   организаций   и    развитием

производственной базы,  могут  возмещаться при согласии заказчика за

счет средств,  предусмотренных в главе  "Прочие  работы  и  затраты"

сводных сметных расчетов соответствующих строек.


    Окончательное решение  по  выбору варианта исчисления указанных

видов затрат  принимается   совместно   заказчиком   (инвестором)  и

подрядной организацией.


    Система сметных  нормативов  является  составной  частью  общей

системы  нормативных  документов  в строительстве,  в которую входят

строительные  нормы  и  правила  (СНиП  Р),  своды  правил  (СП)   и

руководящие  документы  (РДС).  Как  и  вся  общая система,  сметные

нормативы действуют на  федеральном,  ведомственном  и  региональном

уровнях.  Кроме того, допускается применение собственной нормативной

базы пользователя.


    В перспективе  (к  2000-му  году)  должна  быть  создана  новая

нормативная база  для  отрасли  "Строительство",   в   полной   мере

отвечающая рыночной  экономике  и  позволяющая комплексно определять

сметную стоимость строительной продукции и размеры оплаты  труда  по

этой продукции.  В  ней  должен  быть  полный набор нормативов,  как

элементных, так   и   укрупненных,   преимущественно   с   ресурсной

структурой.


    2.5. Стоимость  строительства  в сметной документации инвестора

рекомендуется приводить в двух уровнях цен:


    в БАЗИСНОМ  (ПОСТОЯННОМ)   УРОВНЕ,   определяемом   с   помощью

действующих сметных норм и цен;


    в ТЕКУЩЕМ  или ПРОГНОЗНОМ УРОВНЯХ,  определяемых на основе цен,

сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду

осуществления строительства.


    2.6. Стоимость  в  текущем  или  прогнозном  уровне  цен  может

определяться на  основе  ее  базисного  уровня  и  СИСТЕМЫ  ИНДЕКСОВ

(коэффициентов), дифференцированной   по  элементам  технологической

структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения  строительной

продукции. Индексы  могут  получаться  в результате анализа данных о

стоимости  имеющихся  в  распоряжении  подрядчиков    и   заказчиков

статистических наблюдений      или     устанавливаться     органами,

осуществляющими государственное регулирование цен в  соответствующих

регионах Российской  Федерации.  Эти индексы рекомендуется применять

как в целом  на  стоимость  подрядных  работ,  так  и  на  стоимость

потребляемых ресурсов   или  статей  затрат  (стоимость  материалов,

трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы,

сметная прибыль и др.).


    При составлении  инвесторских смет (расчетов),  в особенности в

предпроектных  проработках  и  на  ранних  стадиях   проектирования,

рекомендуется    использовать   различные   укрупненные   показатели

стоимости строительства,  укрупненные сметные нормативы,  включая  и

прейскуранты  (в  базисном  уровне  цен),  банки  данных  о базисной

стоимости  ранее  построенных  или   запроектированных   аналогичных

объектов.  Приведение к текущему уровню может производиться при этом

путем применения индексов,  определенных расчетами  на  базе  набора

ресурсов   в  ресурсно-технологической  модели  (РТМ)  и  данных  об

индексах цен на отдельные ресурсы.


    Стоимость строительства в текущем  уровне  цен  в  документации

заказчика носит предварительный характер и используется при принятии

решения о целесообразности данного строительства.


    Окончательная цена  стройки  определяется   соглашением   между

заказчикам и подрядчиком.


    В случае    формирования    свободных   (договорных)   цен   на

строительную продукцию на основании результатов подрядных торгов  по

усмотрению заказчика (организатора торгов) предварительная стоимость

строительства,  установленная  заказчиком,  участникам   торгов   не

сообщается.


    Стоимость оборудования, инструментов  и инвентаря определяется,

исходя из свободных (рыночных) оптовых цен,  формируемых в  порядке,

устанавливаемом Роскомцен                для               продукции

производственно-технического назначения.   При   этом   в    составе

стоимости оборудования,   включаемой   в   сметную  документацию  на

строительство, учитываются    затраты    по    его     приобретению,

транспортные, заготовительно-складские  и другие расходы.  Стоимость

импортного оборудования  определяется,  исходя  из   его   фактурной

стоимости, указанной  в  счет поставщика ( с учетом всех расходов по

закупке и  доставке  до  границы),  и  переводится   на   рубли   по

коммерческому курсу   Центрального   банка   России   с  добавлением

таможенных пошлин и налога на импорт.


    2.7. Расчеты   (сметы,   калькуляции   издержек   производства)

подрядчика в тех случаях,  когда возникает необходимость обоснования

для заказчика свободной (договорной) цены на строительную продукцию,

составляются в   текущем   (прогнозном)   уровне   с  использованием

согласованных данных об объемах  работ  и  потребности  в  ресурсах,

содержащихся в    документе    инвестора.   При   этом   учитываются

экономические связи  и  цены,  сложившиеся  для   данной   подрядной

организации.


    3. Порядок формирования свободных (договорных) цен

       на строительную продукцию


    3.1. На  основе  текущего   (прогнозного)   уровня   стоимости,

определенного в составе сметной документации,  заказчики (инвесторы)

и подрядчики формируют свободные (договорные) цены  на  строительную

продукцию. Эти   цены  могут  быть  ОТКРЫТЫМИ,  т.е.  уточняемыми  в

соответствии с условиями договора (контракта) в ходе  строительства,

или ТВЕРДЫМИ  (ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ),  реальное  применение  которых будет

возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.


    3.2. Подготовка материалов обоснования  свободной  (договорной)

цены на   строительство   является   обязанностью  стороны,  которой

поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью.

Как правило, это подрядчик.


    При проведении  подрядных  торгов  свободная  (договорная) цена

стройки (части ее)  устанавливается  после  оценки  и  сопоставления

предложения, предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не

проводятся, -  на  основании  согласования  ее  между  заказчиком  и

генподрядчиком.


    В результате    совместного    решения   оформляется   ПРОТОКОЛ

СОГЛАСОВАНИЯ (ВЕДОМОСТЬ)    СВОБОДНОЙ    (ДОГОВОРНОЙ)    ЦЕНЫ     на

строительство, который  (ая)  является  неотъемлемой частью договора

подряда.


    3.3. Свободные  (договорные)  цены  на  строительную  продукцию

рекомендуется формировать  по  стройкам  в целом с распределением по

объектам и комплексам субподрядных работ,  а при необходимости и  по

пусковым комплексам.


    3.4. После   установления   свободной   (договорной)   цены  на

строительство и  получения  сведений  о   стоимости   приобретаемого

оборудования сводка   затрат,   сводный   сметный  расчет  стоимости

строительства (сводный  расчет  стоимости  строительства  к  ТЭО)  и

другие сметные  документы  подлежат  уточнению заказчиком и служат в

качестве документации,   определяющей    общий    размер    средств,

необходимых для  осуществления  соответствующей  стройки.  При  этом

может уточняться и базисная стоимость строительства,  которая должна

быть единой для заказчика и подрядчика.



    4. Организация региональных центров по ценообразованию

       в строительстве


    4.1. Успешное   функционирование   в   новых  условиях  системы

определения стоимости   строительства    обеспечивается    созданием

ВСЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ    ИНФОРМАЦИОННОГО    ОБЕСПЕЧЕНИЯ   УЧАСТНИКОВ

ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА и только  при  соответствующей  организации

региональных служб  по ценообразованию.  Госстрой России рекомендует

создавать в республиках,  входящих в  состав  Российской  Федерации,

краях, областях,  Москве  и  Санкт-Петербурге РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО

ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (РЦЦС),  основными задачами  которых

являются:


    систематическая регистрация  реального  уровня  текущих  цен на

производственные ресурсы;


    расчеты текущих  и  прогнозных  индексов  цен  на  строительную

продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве;


    сбор дифференцированной  информации  о  стоимости  введенных  в

эксплуатацию и запроектированных объектов;


    разработка региональных  сметных   нормативов   и   укрупненных

стоимостных показателей;


    обработка указанной   информации   с  изданием  соответствующих

бюллетеней и других материалов,  предназначенных  для  использования

участниками инвестиционного процесса.


    4.2. Вся    работа   РЦЦС   должна   активно,   с   инициативой

разворачиваться на местах под  руководством  органов  исполнительной

власти и  при  методической  поддержке  Госстроя  России,  который в

соответствии с законодательством Российской  Федерации  осуществляет

совместно с   другими   федеральными  органами  управления  народным

хозяйством работу  по  реализации  единой  технической   и   ценовой

политики в капитальном строительстве.

 
 
ГОСТЫ И СНИПЫ, Москва, 2004 г.